общая психология, клиническая психология, политическая психология, социальная психология, юридическая психология   ГлавнаяРекламаКарта сайтаКонтактыО проекте
новости психологии, вопросы психологии, ответы на билеты, методички, рефераты, образование, книги по психологии Дистанционное обучение: диплом через Internet - это реально (образование, системы, курсы) образование, обучение, системы, курсы, тесты, работа, технологии, помощь, знания, изучение, результаты, процесс, специалисты, эксперименты, школа, науки, учеба, методы, развитие, педагоги
 
Классики психологии
Ясперс Карл  (человек, разум, коммуникации)Юнг Карл Густав (человек, работа, жизнь)Юм Давид  (жизнь, психология, успех)
Эриксон Эрик  (идентичность, развитие, жизнь)Эббингауз Герман  (память, психология, проблемы)Хорни Карен  (люди, психоанализ, индивид)
Холл Стэнли Гренвилл (психология, развитие, деятельность)Фромм Эрих  (человек, люди, характер)Фрейд Зигмунд  (человек, ученый, сознание)
психология, советы психолога, консультации, консультации психотерапевта, детский психолог, школьный психолог
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Картины, фотографии
Kerem OKAYМарта Орловская (Marta Orlowska)Саролта Бан (Sarolta Ba'n)
Черис Цевис (Charis Tsevis)Альпер Чукур (Alper Cukur)Говард Берман (Howard Berman)

Дистанционное обучение: диплом через Internet - это реально

 Как известно, сегодня с образованием в нашей стране дела обстоят довольно плохо. Приходит конец "благотворительной" высшей школе и тем временам, когда сотни тысяч молодых людей штурмовали вершины науки и при этом еще получали стипендию, позволяющую студенту ежедневно наполнять желудок кулинарными "шедеврами" из факультетских столовых. Появились также глубокие трещины в фундаменте монументального здания системы обязательного среднего образования, которые невозможно затереть жалкими горстями средств из скудного государственного бюджета. Другими словами, чтобы сегодня получить хорошее образование, необходимо иметь не только желание и время, но и немалые деньги. Прекрасно, если у человека есть богатые родственники, готовые оплачивать его учебу в лучших вузах страны. Иначе придется искать меценатов, способных профинансировать ваше стремление к знаниям, либо всерьез заняться самообразованием. В последнем случае приемлемых результатов способны добиться лишь самые усидчивые и настойчивые. Но как же быть всем остальным?

Выход появляется благодаря бурному развитию Internet, которая предлагает пользователям не только неизмеримые информационные богатства, но и новые, сравнительно недорогие методы овладения ими. Сегодня возможности дистанционного обучения затрагивают интересы людей самых разных профессий: педагоги соответствующим образом переделывают свои методики и адаптируют необходимые для этого учебные материалы; политики спешно включают в предвыборные программы пункты, касающиеся этой модной темы; правительства многих стран мира выделяют ассигнования на внедрение подобных способов обучения в сферу образования. Естественно, лидерами в этом движении выступают фирмы--производители программного обеспечения (ПО), которые наперебой рапортуют о выпуске новых продуктов, поддерживающих дистанционное обучение.

О значении и популярности такого вида образования говорит следующий случай. Не секрет, что сегодня получение визы для поездки в США связано не только с огромными материальными и временными затратами на оформление различных нужных бумаг, но и с большими нервными перегрузками. Так вот, один мой хороший знакомый, когда подавал документы в посольство, так разволновался, что стал заикаться и едва смог внятно сформулировать цель своего визита в Америку. Но каково же было его удивление, когда суровый и строгий американский офицер, прочитав приглашение, расплылся в улыбке, затем решительно отодвинул в сторону все его с таким трудом собранные бумаги, вежливо протянул руку и с неподдельным уважением сказал, что Distance Learning (DL) -- благородное и нужное дело. Знакомый понял -- все проблемы с визой уже позади.

Следует заметить, что к сфере дистанционного образования причисляют различные видео- и аудиокурсы, а также заочную форму обучения. Но в рамках этой статьи мы будем говорить лишь о системах DL, использующих компьютерные технологии, поскольку именно это направление в настоящее время считается наиболее перспективным.

От истоков -- к совершенству

В американских колледжах и университетах несколько лет назад стали активно внедряться обучающие программы на CD-ROM. Почти каждый учебник комплектовался соответствующим компакт-диском с необходимыми программами и тестами. Велись даже разговоры о том, что крупнейшие издательства учебной литературы вскоре обанкротятся или сольются с компаниями, выпускающими диски с обучающими программами. Однако постепенно интерес к таким продуктам в Америке стал угасать. Одна из причин -- их выпуск не поспевал за обновлением учебного материала и прогрессом в области компьютерных технологий. Стоимость же разработки подобных приложений довольно высокая. И если мультимедийные обучающие программы на компакт-дисках для младшего школьного возраста еще приносят прибыль, то производство курсов для среднего и высшего образования в большинстве своем убыточно.

И тут на помощь пришло дистанционное образование. Ведь гораздо проще поддерживать интерактивные курсы на Web-серверах и обновлять материалы хоть каждый день, нежели печатать тиражи CD-ROM. Более того, деньги можно получать как за регистрацию, так и за время работы отдельного пользователя с системой.

Web-технологии позволяют не только публиковать текст, изображения, аудио- и видеоданные, но и обеспечивают то, что недоступно для печатных изданий и видеомагнитофонов, -- возможность интерактивного взаимодействия с пользователем. Ученик может общаться с преподавателем, который находится на расстоянии в тысячи километров. И хотя идея дистанционного изучения такой экспериментальной науки, как физика, мне кажется весьма сомнительной (спишем это на мой физтеховский снобизм), но возможность провести некоторые виртуальные эксперименты с дорогим оборудованием, которое может быть недоступным даже при стационарной форме обучения, просто заманчива (я бы даже советовал с такими вещами, как реактор или ускоритель элементарных частиц, играть только на компьютере, а не в жизни).

Подобные серверы все чаще можно встретить в Сети. На них организуются не только публикации курсов, но и дискуссионные клубы. Как правило, разработчики гарантируют поддержку таким виртуальным продуктам, а право на их использование покупают колледжи и университеты, а также компании, издающие учебную литературу. Вот несколько примеров: http://www.chemplace.com (химия), http://www.biology.com (биология), http://www.psychology.com (психология).

Всю сравнительно небольшую историю развития систем дистанционного образования можно условно разделить на несколько этапов. Первым толчком к прогрессу в этой области послужило широкое распространение глобальных компьютерных сетей, охватывающих большие регионы, и в особенности такого популярного их сервиса, как электронная почта. Педагогам пришелся по душе подобный способ общения с учениками: во-первых, набрав текст на компьютере, свои соображения можно адресовать сразу многим абонентам одновременно, причем они не только гарантированно получат сообщение, но и смогут ответить на него в удобное для них время. Во-вторых, в случае невыполнения задания студент не сможет сослаться на то, что не услышал или неправильно его записал, а в-третьих, намного легче обрабатывать ответы учащихся в электронном виде, структурировать их, выявлять и анализировать часто встречающиеся ошибки. И все-таки на этом этапе системы DL просто-напросто реализовывали типичную заочную форму обучения с заменой обычной почты (snail-mail) на e-mail, и, следовательно, их неотъемлемой частью становятся программы работы с электронной почтой.

Однако подобные системы сегодня -- не редкость. В Англии, например, ученую степень в некоторых университетах можно получить по e-mail. Интересен и опыт России: центр "Информика" (http://www.informika.ru/text/distobr/) совместно с ведущими учебными заведениями США и Австралии в настоящее время активно занимается внедрением образовательной системы, построенной по данному принципу, а в колледже "Тантал" (http://www.tantal.ru) студенты дистанционно приобретают множество специальностей, в том числе и инженера-радиотехника. Представляете, высылают вам необходимую литературу, и вы, ни разу не видев паяльника, теоретически изучаете предмет, а затем сдаете экзамены и получаете диплом! Я бы, честно говоря, несмотря на то что являюсь ярым сторонником DL, не доверил бы ремонтировать такому "дистанционному специалисту" свой телевизор или музыкальный центр.

Второй этап развития систем дистанционного образования совпал с появлением первых специализированных FTP-серверов в Internet и сервисов поиска информации. Стало возможным обмениваться большими учебными материалами и методическими разработками, однако воспользоваться этим могли лишь считанные специалисты. Несовершенство программных и аппаратных решений, отсутствие общих стандартов -- все это сдерживало прогресс в области дистанционного обучения, делало системы DL неприемлемо дорогими и недоступными для широкого круга пользователей.

Третий этап начался с того времени, когда для многих сочетание WWW перестало быть бессмысленной аббревиатурой. Значение Web-технологий для дистанционного образования трудно переоценить, их влияние в этой области сравнимо с тем, которое оказывают мультимедийные продукты на рынок домашних ПК. Так, еще в 1996 г. я обнаружил в Сети по адресу http://www.west.ie совершенно революционный проект виртуального учебного заведения. Ирландский сервер позволял ученикам не только регистрироваться в школе и изучать материал, предложенный преподавателями виртуальных классов, но даже вести переписку в реальном времени. Теперь, конечно же, chat-сессиями уже никого не удивишь, да и вся система, созданная на платформе Macintosh, вряд ли произведет на современного искушенного пользователя особое впечатление, но на то время это был, безусловно, огромный шаг вперед.

Хорошие идеи редко остаются незамеченными. И вот буквально спустя два года именно эта команда разработчиков создала новый проект под названием WBT Systems (http://www.wbtsystems.com), но уже в Сан-Франциско. Сегодня данная система носит название TopClass и пользуется заслуженной популярностью во многих университетах США, Англии, Австралии и других стран. Кроме Macintosh, она поддерживает платформы Unix, Netware, Windows NT и интегрирована со множеством продуктов от сторонних производителей. К сожалению, пока ее возможности ограничиваются лишь созданием простеньких страниц с содержанием материалов уроков и несложных тестов, но, судя по всему, системы дистанционного обучения серьезно волнуют Америку, иначе вряд ли бы в этой стране заинтересовались разработками малоизвестной ирландской компании.

Признанным лидером в области образовательных программ является компания Asymetriх Learning Systems (http://www.asymetrix.com). Сначала она выпускала лишь некоторые специальные утилиты для публикации Web-курсов, созданных с помощью собственного популярного продукта Toolbook, а затем в сотрудничестве с фирмой CBT Systems (http://www.cbtsys.com) создала полностью Internet/intranet-ориентированную систему DL.

Компания Centra (http://www.centra.com) представила интересный продукт под названием Symposium, который позволяет организовывать виртуальные лекции и может быть полезен при трансляции учебных занятий.

В области дистанционного образования традиционно трудились и такие известные фирмы, как IBM/Lotus (http://www.lotus.com) и Novell (http://www.novell.com). В них разработаны на базе продуктов Notes/Domino и GroupWise прекрасные системы для обучения, тестирования и сертификации специалистов по сетевым технологиям, однако они мало годятся для получения высшего и тем более среднего образования.

Необычный курс дистанционного изучения физики создан в одном из университетов Сан-Диего (http://cpuproject.sdsu.edu/CPU/). Его новаторская методика заставляет ученика проводить виртуальные эксперименты, лабораторные работы и делать соответствующие выводы. Так, пользуясь виртуальным вольтметром, амперметром и другим оборудованием, можно самостоятельно "открыть" закон Ома. Для этого необходимо собрать электрическую схему, перетаскивая курсором мыши провода и соединяя ими нужные клеммы, а затем произвести соответствующие измерения. Все подобные модели экспериментов написаны на Java, результаты работы ученика сохраняются на сервере, а затем проверяются педагогом.

Все больше появляется в Сети (особенно в США) проектов дистанционного обучения для детей младшего школьного возраста. Многие американцы живут в пригородах, а потому очень ценят возможность учить своих чад через Internet. Как известно, сегодня для контроля знаний учащихся в системе образования этой страны очень часто используются тесты, поэтому компьютер оказывается незаменимым помощником в процессе обучения. Сервер KnowZone компании Addison Wesley Longman (http://www.awl.com) позволяет детям быстро постигать азы математики. А помогает им в этом забавный и непоседливый персонаж, созданный по технологии Microsoft Agent, который в зависимости от ответа хвалит или ругает ребенка, а также начисляет необходимые баллы. Родители в любой момент могут просмотреть результаты тестов, хранящиеся на сервере. Сами же тесты соответствуют утвержденным в данном штате. Кстати, продукт использует специальную модификацию броузера Internet Explorer, в которой нет возможности уйти с сервера KnowZone, дабы дитя часом не забрело в Сети куда не следует (это входит в американские требования к подобным продуктам, равно как и обязательная возможность выбора пола киберзверушки). На сервере есть также методические советы, Java-игры и многое другое. Проект весьма революционный, и, я надеюсь, он будет развиваться.

Пророков нет в отечестве своем?

Мои научные интересы напрямую связаны с дистанционным образованием, и я внимательно слежу за данным явлением в странах СНГ. К сожалению, во многих заявленных проектах за этим модным названием скрываются обыкновенные заочные школы. Самое большее, на что в них можно рассчитывать, -- это наличие Web-сервера с рекламной информацией о направлениях деятельности и ценах (это уж обязательно), а также электронной почты, хорошо, если возможна переписка по ней в процессе учебы, а не только при поступлении. Большинство учебных материалов в таких заведениях высылаются старым дедовским способом -- заказным письмом. Конечно, это -- шанс для ученика с периферии получить хорошее образование, но менять название "заочное обучение" на "дистанционное" этим организациям еще преждевременно. И все-таки успехи в данной области имеются.

Так, оригинальные идеи, положенные в основу дистанционных методов обучения, не могли оставить равнодушными специалистов из колыбели советской информатики -- киевского Института кибернетики им. В. М. Глушкова. Коллектив ученых и программистов разработал свою собственную методику создания курсов DL. В рамках проекта Copernicus были представлены дистанционные курсы по изучению основ Internet и телекоммуникаций. Весь учебный материал оформлен в виде Web-сервера и для бесплатного просмотра доступен по адресу http://www.dlab.kiev.ua. Зарегистрированным пользователям предлагаются специальные методические подборки. Но, к сожалению, в технологическом плане курсы несколько отстали от современных достижений в сфере Internet и не содержат, например, интерактивных элементов.

Одним из пионеров в области DL в России является Институт дистанционного образования (ИДО) при Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Здесь разработана система на русском, английском и немецком языках по обучению различным экономическим специальностям. Учащийся, который хочет поступить в ИДО, прямо в Internet заполняет бланк договора и в дальнейшем получает доступ к необходимым ресурсам сервера (http://www.ido.ru) с учебными материалами. В процессе обучения человек может по электронной почте задавать вопросы закрепленному за ним преподавателю -- тьютору. Но по окончании учебы ему необходимо будет приехать в авторизованный региональный центр ИДО и пройти специальный компьютерный тест, проводимый преподавателями центра. После успешной сдачи экзамена ученик получает диплом. Такой способ для многих может оказаться не совсем удобным, однако институт реально функционирует и уже пользуется заслуженной популярностью. При разработке данной системы особое внимание было уделено правовым вопросам работы с авторами курса, документообороту образовательной организации, оформлению договоров с учащимися и оплате. Для разгрузки узла в настоящее время уже открыты несколько "зеркальных" Web-серверов в региональных центрах России.

Московская компания "Физикон" также активно работает в сфере DL. Главной целью ее некоммерческого проекта "Открытый колледж" (http://www.physicon.ru/OpenCollege) является демонстрация технологических возможностей дистанционного образования. Эта система полностью построена на открытых компьютерных стандартах, что позволяет развертывать ее на любых платформах -- будь то Unix или Windows NT. В начале этого года на сервере появились специальные учебные тесты, написанные на Java, с помощью которых можно проверить и закрепить свои знания в области математики, физики, биологии, химии и других наук. Каждый апплет имеет размер около 30 kB, однако все они используют одну и ту же специальную библиотеку (330 kB). Конечно же, вам необходимо будет запастись терпением при ее первой загрузке по Internet, зато потом скорость возрастет. На основе упомянутой выше технологии создана система "Открытые курсы бизнеса и экономики" (http://www.college.ru/economics/index.html). Следует отметить, что данный проект стал возможным благодаря поддержке Фонда Евразии.

Компания "Новый диск" (http://www.nd.ru) начала подготовку проекта Reward по изучению английского языка с выдачей материалов уроков и проверкой выполнения заданий через Internet. Reward InterN@tive, а именно таково полное название нового проекта, это -- многоуровневый курс, позволяющий учащимся пройти путь от начального знакомства до свободного владения языком.

Идеи дистанционного обучения через Internet сегодня находят все большее применение -- от простейших систем, обучающих школьников арифметике, до специальных воздушных симуляторов, предназначенных для повышения квалификации летчиков. Отрасль развивается и растет. Я не коснулся в этой статье темы благоприятного влияния дистанционного образования на экономику, экологию и общество. Сегодня уже многим понятно, что непрерывный научно-технический прогресс во всех областях человеческой цивилизации требует постоянного овладевания новыми знаниями, и зачастую традиционные методы стационарной формы обучения просто оказываются бессильными. И здесь как раз на помощь приходит дистанционное образование. А для того чтобы обеспечить качество систем DL, необходимы две составляющие: высокое педагогическое мастерство преподавателей и хороший профессиональный уровень программистов. К счастью, и то, и другое в Украине еще есть, поэтому разработка отечественных продуктов в этой области мне представляется весьма перспективным делом.

Закладки
Профайл...
запомнить
забыли пароль? регистрация
тесты, диагностика, психотерапия, развивающие игры, методики, для психолога, статьи, скачать, возрастная психология
skype, консультации, психологи, онлайн, советы психолога, консультации психолога
Видео по психологии
Война половПоколение игрекНаталья Толстая - Психология любви
Диалоги с Александром ГордономНаучные детективы Павла ЛобковаСемь Смертных Грехов
Программное обеспечение для психологов
Разработка, поисковая оптимизация, поддержка интернет сайтов
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Публикация материалов сайта ПСИ центр разрешается только с указанием активной ссылки - www.psy-center.com.ua
 ICQ: 620594924
 Skype: psy-center
 E-mail:
 Смотрите: другие контактные данные
Copyright © 2007-2012 PSY-center-CMS ver 2.05 Created: 0.05 sec