общая психология, клиническая психология, политическая психология, социальная психология, юридическая психология   ГлавнаяРекламаКарта сайтаКонтактыО проекте
новости психологии, вопросы психологии, ответы на билеты, методички, рефераты, образование, книги по психологии Проблемы внедрения Интернет-обучения в высшей школе  (процесс, образование, формы) процесс, обучение, образование, проблемы, формы, преподаватель, тестирование, среда, практика, модели, исследования, общение, комплекс, свойства, цели, внимание, работа, семинары, технологии, мотивация
 
Классики психологии
Сонди Леопольд  (тест, человек, влияние)Ланге Николай Николаевич (психология, внимание, философия)Ломброзо Чезаре  (признаки, люди, человек)
Лакан Жак  (ребенок, теории, образ)Гальтон Френсис  (человек, ученый, люди)Ганнушкин Петр Борисович (психиатрия, болезни, человек)
Линдеманн Эрих  (горе, реакции, синдром)Бехтерев Владимир Михаилович (мозг, болезни, системы)Леви-брюль Люсьен  (мышление, человек, сознание)
психология, советы психолога, консультации, консультации психотерапевта, детский психолог, школьный психолог
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Картины, фотографии
Альпер Чукур (Alper Cukur)Марта Орловская (Marta Orlowska)Kerem OKAY
Алессандро Бавари (Alessandro Bavari)Рафал Олбински (Rafal Olbinski)Родни Смит (Rodney Smith)

Проблемы внедрения Интернет-обучения в высшей школе

В настоящее время, как следствие закономерного процесса информатизации, наблюдается стремительное развитие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что приводит, в частности, к широкомасштабному применению Интернета в учебном процессе. Интернет-технологии используются на всех уровнях и во всех формах получения образования. Анкетирование экспертов показало, что в ближнесрочной перспективе соотношение чисто очного, полностью через Интернет и комплексного (смешанного) обучения составит соответственно 54.7% - 13.7% - 31.6%. [1] Для сравнения для США аналогичные данные составляют 20% - 20% - 60%. [2].

В национальном стандарте ГОСТ Р 52653-2006 «ИКТ в образовании. Термины и определения», введенного с 01.07.2008: «Электронное обучение (eLearning): обучение с помощью ИКТ». Таким образом, Интернет-обучение является составной частью электронного обучения (e-Learning). Обучение с использованием сети Интернет часто называют online-обучением, хотя более правильно говорить Интернет-обучение (ИО), кроме того, нам кажется, что не совсем правильно отождествлять e-Learning с дистанционным обучением (ДО).

Интернет в образовании

Сети Интернет немного больше 30 лет, и строилась она отнюдь не в целях образования. Для преподавателя Интернет представляется как совокупность компьютерных сетей, связывающих участников образовательного процесса между собой с широким выбором информационно-образовательных и телекоммуникационных услуг. Прогресс использования Интернет, точнее www, обусловлен ее дидактическими свойствами, которые обеспечивают:

1. Публикацию учебно-методической информации в гипермедийном варианте.

2. Педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса.

3. Открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.

Можно утверждать, что благодаря именно этим простыми и понятными свойствам (Публикация, Общение, Доступ) Интернет не ждет печальная участь, которая постигла в свое время попытки использования в образовании кино, телевидения и даже компьютеров. Отметим, что со стороны консервативно настроенной научно-педагогической общественности наблюдается, как минимум, безразличное отношение, а чаще — отрицание «присутствия» Сети в учебном процессе. Думается, что это потому, что они недостаточно знакомы с ее дидактическим потенциалом.

Хотелось бы отметить, что Интернет все-таки остается инструментом молодых, хотя наблюдается тенденция взросления его пользователей. По результатам исследования, проведенного фондом «Общественное мнение» и Национальным Интернет-сайтом www.strana.ru, выяснилось, что основную группу пользователей Интернетом (25%) составляют подростки в возрасте 16-20 лет. А средний возраст преподавателей вуза в России сейчас 50-60 лет. Эти данные — лишний повод для размышления.

От лица сторонников Интернет-обучения можно сказать, что «Интернетизация» –это не насильственный процесс, как в свое время коллективизация деревни в СССР, а постепенный и объективный процесс интеграции Интернет-технологий в традиционную систему образования, приводящую, в свою очередь, к изменениям ее самой.

Модели и примеры Интернет-обучения

Сейчас трудно найти образовательное учреждение (ОУ), которое так или иначе не использует Интернет. Анализ схем (вариантов, моделей) применения Интернета показывает, что можно выделить две группы: это полное (чистое) Интернет-обучение и комплексное (смешанное, blended), которое имеет, в свою очередь, множество видов и подвидов, которые, к сожалению, пока не классифицированы.

В настоящее время, как показывают наблюдения, чистое Интернет-обучение получило широкое распространение в российской образовательной практие. Это, например:

* мегакампус МФПА (www.mfpa.ru),

* институт информационных технологий (www.intuit.ru),

* МИМ ЛИНК (www.ou-link.ru),

* Центр обучения и тестирования «Звезды и С» (www.e-learn.ru),

* Русский институт управления (www.tantal.ru),

* Финансовая академия при Правительстве РФ (www.dofa.ru),

* Московский институт экономики, финансов и права (www.miemp.ru)

* и др.

Интернет применяется не только в высшем, но и в общем среднем образовании, примером может служить сетевой процесс в Интернет-школе «Просвещение» (www.internet-school.ru). Такого рода ОУ могут иметь собственную лицензию и быть структурными подразделениями вуза.

Программные средства (оболочки) для обучения через Интернет

Для обучения в Интернете требуется специальное программное обеспечение Рассмотрим некоторые инструменты с помощью которых проводится Интернет-обучение. Теория и практика ДО показали, что обучение в Интернете целесообразно проводить в масштабе образовательного учреждения с использованием специального ПО (оболочек). Типов этих оболочек достаточно много. Более десятка только в России.

* ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

o ПРОМЕТЕЙ (www.prometeus.ru),

o eLEARNING SERVER 3000 (www.learnware.ru)

o ОРОКС (do.miee.ru)

o ДОЦЕНТ (www.uniar.ru)

o WEBTUTOR (www.websoft.ru)

o COMPETENTUM (www. competentum.ru)

o СДТ REDCLASS (www.redcenter.ru)

o СДОAcademicNThttp://de.ifmo.ru/index.php?node=0

* ЗАРУБЕЖНЫЕ:

o WebCT (www.webct.com)

o Oracle iLearning (www.oracle.com)

o IBM Workplace Collaborative Learning (www.lotus.com)

o Microsoft ClassServer (www.microsoft.com/Rus/Education/ClassServer/Default.mspx)

o Learn eXact (дистрибьютор www.mesi.ru)

o MOODLE

Несмотря на такое постоянно увеличивающееся многообразие, все оболочки имеют одинаковую типовую дидактическую структуру, которая позволяет проводить:

1. Разработку и публикацию учебно-методической информации в различных формах от текста до гипермедийного варианта.

2. Педагогическое общение в реальном и отложенном времени между участниками образовательного процесса.

3. Организационно-административные функции.

4. Тестирование [3].

Оболочку образно можно сравнить с автомобилем, который независимо от марки и страны производителя, обязательно имеет кузов, рулевое управление, мотор и т.д. Изучив правила движения и освоив технику вождения, можно с тем или иным комфортом совершать целевые поездки. Таким же образом, имея любую отечественную или зарубежную оболочку, можно реализовать сетевой учебный процесс с той или иным педагогическим комфортом. Как показывает педагогическая практика, неприхотливый российский преподаватель с успехом осваивает любые оболочки, устанавливаемые администрацией ОУ.

Можно отметить интересную особенность. Каждый вуз, даже зная о наличии насыщенного рынка различных оболочек, до сих пор предпочитает по разным причинам разрабатывать свою собственную оболочку (например, СДО AcademicNT, ЭПОС и др.), не уступающие, однако, по некоторым параметрам фирменным. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция использовать несколько оболочек одновременно, часто в комплексе со свободно распространяемой оболочкой MOODLE.

Этапы внедрения Интернет-технологий в образовательном учреждении

Как отмечалось, в настоящее время и в ближайшей перспективе ожидается интенсификация применения Интернет-технологий в ОУ. Рассмотрим более подробно конкретный пример организации этого процесса.

Чтобы внедрить Интернет-обучение, надо решить ряд задач, перечисленных не в порядке важности:

1. Организовать материально-техническое обеспечение (оболочка, компьютеры, каналы)

2. Разработать (приобрести) учебно-методическое обеспечение

3. Сформировать структуру, ответственную за внедрение Интернет-технологи;

4. Подготовить кадры (преподавателей и др.)

5. Подготовить обучающихся

6. Спланировать Интернет-обучение

7. Провести адаптацию системы документооборота

8. Мотивировать коллектив

9. Заручиться поддержкой руководства

Эти проблемы надо решать обязательно комплексно, иначе, как показывает практика, ничего хорошего не получается. Отметим тот факт, что лет десять назад администрация и преподаватели ОУ считали, что достаточно оснастить компьютерами ОУ и подключиться к Интенету, и учебный процесс пойдет далее сам. То, что сегодня топ-менеджеры учебных заведений так не считают, уже определенный прогресс.

Можно привести традиционную схему внедрения Интернет-технологий в учебный процесс в России. Это очень показательно, и знание этого поможет избежать многих ошибок. Исторически, начиная с середины 90-х годов прошлого века процесс Интернетизации проходил поэтапно. На первых этапах внедрения Интернета в вузы считалось (особенно ректоратом), что, оснастив вуз компьютерами и подключив их к сети Интернет, мы решим проблему «Интернетизации» учебного процесса. Убедившись, после этого шага, что дело не идет, поразмыслив, сформировали специализированную структуру и принялись за разработку специального учебно-методического обеспечения. Организовали следом и подготовку преподавателей. Один из вариантов содержательной части программы подготовки Интернет-преподавателей включает в себя следующие разделы [4]:

1. Общие понятия о сети Интернет и ее дидактических свойствах;

2. Информационные ресурсы Интернета (анализ, поиск);

3. Аппаратно-программные средства для проведения Интернет-обучения;

4. Разработка учебно-методического обеспечения для сетевого учебного процесса;

5. Организационные и психолого-педагогические основы проведение сетевого учебного процесса;

6. Нормативно-правовое обеспечение Интернет-обучения. Авторское право;

7. Качество сетевого учебного процесса.

Однако дело опять не шло. Вспомнили, что надо «учить учиться» в новой образовательной среде и студентов, а то получается, что преподаватели научены как преподавать в Интернете, а студенты не знают, как учиться в такой новой образовательной среде, поскольку это же не придти в аудиторию по расписанию и слушать лекцию, участвовать в семинарах и т.д.

По мере решения перечисленных проблем стали всплывать новые проблемы, в частности, проблемы мотивации. Только люди, не имеющие дело с Интернет-обучением, наивно думают, что там учебный процесс автоматизируется и упрощается, что все рутинные операции устраняются и т. д. Вообще говоря, Интернет требует от преподавателя гораздо больше физических и психических усилий. По большому счету, без новых разработанных научно-обоснованных норм трудозатрат и дополнительной оплаты преподаватель предпочтет родное знакомое «меловое» аудиторное обучение.

После решения обсуждаемых проблем «Интернет-процесс пошел», но, согласно всемирным законам Чизхолма (если вам кажется, что вы учли все, то все равно останется что-то неучтенным) появились вдруг проблемы в реализации документооборота. Получилось так, что преподаватель провел учебные занятия в Интернете: дистанционное тестирование, защиту курсовых в форуме в режиме оф-лайн и т. д., а экзаменационную ведомость приходится нести в твердой копии в деканат пешком. Пришлось решать проблему автоматизации документооборота. Итак, шаг за шагом.

Можно сказать, что таким путем, выявив эмпирически и решив, как могли, все видимые проблемы, процесс российской вузовской Интернетизации вошел в режим устойчивого функционирования.

Базовые дидактические составляющие Интернет-обучения

Понятно, что для реализации учебного процесса необходимо, как минимум, иметь учебно-методическое обеспечение и, выбранные в соответствии с поставленными целями обучения, соответствующие организационные формы проведения занятий (виды занятий). Назовем их базовыми составляющими, необходимыми для подготовки и проведения электронного обучения.

Исследования структуры и содержания отечественного и зарубежного учебно-методическое обеспечения позволили сформировать рациональный, с нашей точки, зрения состав электронного учебно-методического комплекса (УМК):

1. Введение к курсу (автор, аннотация);

2. Программа учебной дисциплины;

3. Учебная информация, представленная в различных формах;

4. Руководство по изучению комплекса;

5. Хрестоматия (электронная библиотека курса);

6. Академический календарь;

7. Практикум;

8. Тесты;

9. Глоссарий и список сокращений и аббревиатур;

10. Заключение. [5]

После того, как разработан УМК для проведения учебного процесса, преподавателю потребуется сформировать и отобрать организационные формы проведения занятий. В настоящее время удалось составить список и провести первичный перечень видов занятий для e-Learning [6].

1. Лекции (аудио, видео, слайд-лекция, текстовая)

2. Консультации (индивидуальные, групповые, электронная почта, аудио и др.)

3. Семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эпистоконференция)

4. Лабораторно-практические занятия

5. Проекты [курсовые работы] (групповые, индивидуальные, исследовательские, творческие, информационные)

6. Индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.)

7. Тестирование

8. Экзамены, зачеты

9. Игры

10. Ситуационные задачи (кейс-стади)

11. Учебные научно-исследовательские работы (УНИР)

12. Экскурсии

13. Учебное портфолио.

Этот список постоянно обновляется и расширяется. Например, интенсивно исследуются педагогические возможности применения сервисов Web 2.0 в учебном процессе. Известно, что Web 2.0 — сетевые сервисы, которые используются для организации совместной комфортной сетевой деятельности в обучении. Сервисы Web 2.0 позволяют работать с Web-документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями [7].

Исследования возможностей Web2.0 проводятся, например, в МФПА, Нижегородском педагогическом университете. Большое внимание этому вопросу уделяется в Центре электронного обучения (www.e-learningcenter.ru). Стало понятным, что в учебном процессе вполне уместно применять такие сервисы как блоги, делишес, вики, ютьюб, фликр, твиттер. Вполне возможно, что дидактические возможности Web 2.0 позволят разработать отличные от указанных в списке формы проведения электронных занятий или помогут усовершенствовать их.

Выводы

1. Интернет необратимо вошел в образование. Это наиболее адекватный инструмент для реализации концепции непрерывного образования.

2. Модели Интернет-обучения делятся на полное (бесконтактное) Интернет-обучение и комплексное (смешанное, blended).

3. Для обучения через Интернет применяют специальное программное обеспечение (оболочки), хотя и находят применение в учебном процессе конструкторы сайтов и, реже, прямое программирование. Большое распространение получила свободно распространяемая среда MOODLE.

4. Для успешного внедрения Интернета в учебный процесс надо решить комплексно ряд задач, среди которых важными являются мотивация персонала и поддержка проекта руководством.

5. Базовыми дидактическим элементами для реализации Интернет-обучения являются электронные учебно-методические комплексы и система организационных форм проведения электронных занятий.

6. Для повышения эффективности электронного обучения целесообразно обратить внимание на резервы человеческой психики и мозга.

Закладки
Профайл...
запомнить
забыли пароль? регистрация
тесты, диагностика, психотерапия, развивающие игры, методики, для психолога, статьи, скачать, возрастная психология
skype, консультации, психологи, онлайн, советы психолога, консультации психолога
Видео по психологии
Взрослые игрыНочь на пятом - Татьяна Черниговская Наука о душе - Александр Гордон
Для любителей покушать :)Теория невероятностиДокументальные фильмы и передачи
Программное обеспечение для психологов
Разработка, поисковая оптимизация, поддержка интернет сайтов
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Публикация материалов сайта ПСИ центр разрешается только с указанием активной ссылки - www.psy-center.com.ua
 ICQ: 620594924
 Skype: psy-center
 E-mail:
 Смотрите: другие контактные данные
Copyright © 2007-2012 PSY-center-CMS ver 2.05 Created: 0.03 sec