общая психология, клиническая психология, политическая психология, социальная психология, юридическая психология   ГлавнаяРекламаКарта сайтаКонтактыО проекте
новости психологии, вопросы психологии, ответы на билеты, методички, рефераты, образование, книги по психологии Уход в виртуальную реальность/виртуальность (психика, фантазии, жизнь) реальность, психика, фантазии, жизнь, модели, человек, проблемы, конфликт, личность, функции, формы, воображение, тревоги, отношения, мечты, чувства, семья, работа, среда, красота
 
Классики психологии
Сонди Леопольд  (тест, человек, влияние)Ланге Николай Николаевич (психология, внимание, философия)Ломброзо Чезаре  (признаки, люди, человек)
Лакан Жак  (ребенок, теории, образ)Гальтон Френсис  (человек, ученый, люди)Ганнушкин Петр Борисович (психиатрия, болезни, человек)
Линдеманн Эрих  (горе, реакции, синдром)Бехтерев Владимир Михаилович (мозг, болезни, системы)Леви-брюль Люсьен  (мышление, человек, сознание)
психология, советы психолога, консультации, консультации психотерапевта, детский психолог, школьный психолог
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Картины, фотографии
Альпер Чукур (Alper Cukur)Марта Орловская (Marta Orlowska)Kerem OKAY
Алессандро Бавари (Alessandro Bavari)Рафал Олбински (Rafal Olbinski)Родни Смит (Rodney Smith)

Уход в виртуальную реальность/виртуальность

Виртуальная реальность становится таким же модным термином, как когда-то "Эдипов комплекс", "экзистенция", "архетип", "образ мира" и т.д. И не только в психологии, но и в культуре вообще. При этом довольно трудно выделить в них что-то общее. Так, можно обнаружить, по крайней мере, три типа явлений, претендующих на статус "виртуальных": виртуальные компьютерные миры, разнообразные кино- и телефильмы, главная отличительная черта которых – возможность взаимодействия с вымышленной "реальностью"; художественный вымысел и образы фантазии – книги, фильмы, живопись, а также сны и мечты; реальность абстрактных понятий и категорий, которым не всегда соответствуют реальные физические процессы.

Общее в этих явлениях то, что все это субъективные модели реальности, в одном случае существующие в виде материального воплощения (компьютерные модели и графики), в другом – в виде недоступного для внешнего наблюдения субъективные образы (сон, фантазии) в третьем – в виде научных конструктов и понятий.

Р. Лифтон и Э. Ольсон пишут о том, что моделирующая способность, которой обладает психика, с одной стороны, отражает существующую объективную реальность, с другой стороны – формирует ее психическую модель, которая относительно независима от первой, поскольку существует вовне и воспринимается как самостоятельный объект.

Будучи производным психики, психические модели так же предстают, являются психике, как и объективный мир. Иной раз психика делает это различие между объективной и виртуальной реальностью, между фактом и фантазией, но иногда нет.

Интернет, психотронное оружие, компьютерные игры – все это буферная реальность, предохраняющая личность от прямого соприкосновения с человеческой реальностью, опосредующая контакт с миром (в том числе и социальным). Одно и то же явление может выступать в разных функциях и относиться к разным сферам виртуальной реальности. Новые интерактивные формы кино, литературы, допускающие вмешательство наблюдателя в сюжет, переводят эти явления из класса "виртуальной виртуальности", чистого вымысла в класс "виртуальной реальности", вымысла, который можно "пощупать руками", в который можно физически перенестись. Переход виртуальной реальности в реальную реальность (управление виртуальной моделью космического корабля, химическим процессом) повторяется в точности как с реальными предметами.

Одним из видов виртуальных защитных механизмов является уход от неприятностей, существующих в реальной жизни, с помощью средств воображения. Воображение проявляется в различных формах, в частности – фантазии и мечты, которые и осуществляют идеальное преобразование объективной реальности, переосмысления образов, ситуаций.

Включение в виртуальную реальность рассматривается с различных позиций и предполагает выполнение ряда функций:

преодоление интрапсихического конфликта, вызванного глубинными причинами, которые лежат либо в области семейных отношений, отношений со сверстниками, внутриличностным конфликтом;

защитный механизм личности, так как, погружаясь в виртуальную реальность, человек как бы защищает себя от каких-то проблем, тревоги, комплексов; средство компенсации неудач. Именно виртуальный мир дает ту свободу действий, свободу выражения мыслей, чувств и эмоций, которые в реальной жизни зачастую не всегда возможны;

защитой сознания от напряжения, тревоги и т.д. в виртуальном мире бывает более "наглядна".

Яркие, неожиданные ситуации виртуального мира становятся и привлекательнее, и реальнее тусклой повседневности. Защитные механизмы, построенные на фантазии, мечте ("воздушные замки") отличаются наибольшей пассивностью субъекта, плохой адаптированностью к социальным условиям. Основными разновидностями этого являются:

Виртуальные достижения. Субъект придумывает для себя достижения в тех проблемах, которые он не может решить в жизни.

Например, отвергнутый группой сверстников подросток воображает себя известным актером, приехавшим в свой город, и все его бывшие обидчики умоляют дать автограф, прийти в гости, "помочь достать" билет на его выступление и пр. Основной недостаток – отсутствие дальнейшей реальной деятельности, наличие фантастической удовлетворенности.

Виртуальная идентификация – отождествелние себя с великим человеком или персонажем – героем битв, мужества и красоты или "великим мучеником", связанные с фантастическим избавлением от ситуации.

Причиной погружения в виртуальную среду может быть некая психотравмирующая ситуация (потеря близкого человека, работы, семьи и т.д.).

Закладки
Профайл...
запомнить
забыли пароль? регистрация
тесты, диагностика, психотерапия, развивающие игры, методики, для психолога, статьи, скачать, возрастная психология
skype, консультации, психологи, онлайн, советы психолога, консультации психолога
Видео по психологии
Взрослые игрыНочь на пятом - Татьяна Черниговская Наука о душе - Александр Гордон
Для любителей покушать :)Теория невероятностиДокументальные фильмы и передачи
Программное обеспечение для психологов
Разработка, поисковая оптимизация, поддержка интернет сайтов
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Публикация материалов сайта ПСИ центр разрешается только с указанием активной ссылки - www.psy-center.com.ua
 ICQ: 620594924
 Skype: psy-center
 E-mail:
 Смотрите: другие контактные данные
Copyright © 2007-2012 PSY-center-CMS ver 2.05 Created: 0.04 sec