общая психология, клиническая психология, политическая психология, социальная психология, юридическая психология   ГлавнаяРекламаКарта сайтаКонтактыО проекте
новости психологии, вопросы психологии, ответы на билеты, методички, рефераты, образование, книги по психологии Особенности компьютерных методик психодиагностики (тестирование, результаты, психолог) методики, тестирование, результаты, психолог, знания, данные, вопрос, помощь, характеристики, тревожность, работа, исследователи, правило, исследования, навыки, реакции, самораскрытие, показатели, влияние, люди
 
Классики психологии
Ананьев Борис Герасимович (психология, исследования, человек)Бернштейн Николай Александрович (физиология, человек, ученый)Бехтерев Владимир Михаилович (мозг, болезни, системы)
Блонскии Павел Петрович (психология, память, мышление)Божович Лидия Ильинична (личность, психология, проблемы)Вагнер Владимир Александрович (ребенок, развитие, игры)
Введенский Николай Евгеньевич (возбуждение, исследования, физиология)Выготский Лев Семенович (психология, развитие, работа)Гальперин Петр Яковлевич (действие, деятельность, психология)
психология, советы психолога, консультации, консультации психотерапевта, детский психолог, школьный психолог
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Картины, фотографии
Альберто Севесо (Alberto Seveso)Алессандро Бавари (Alessandro Bavari)Анке Мерсбах (Anke Merzbach)
Чема Мадоз (Chema Madoz)Дэвид ЛаШапель (David LaChapelle)Джорж Грие (Georg Grie)

Особенности компьютерных методик психодиагностики

Изменение стимульной ситуации, и как следствие, возможное искажение результатов тестирования – основная проблема создания компьютерных психодиагностических методик. Исследования, посвященные сопоставлению «бланковых» методик и их компьютерных версий появились за рубежом в начале 80-х годов (Skinner, Pakula, 1986; Bartram, Bayliss, 1984). В первоначальных обзорах работ на эту тему был сделан вывод, что компьютерные версии традиционных психологических тестов в целом эквивалентны их бланковым аналогам. Однако в более поздних работах (Cohen et al., 1992; Webster, Compeau, 1996) приводятся и обсуждаются примеры в которых компьютерные методики не являются эквивалентными своим бланковым аналогам. Показано, что у некоторых испытуемых, неуверенно владеющих компьютером, повышается уровень тревожности, что приводит к искажению результатов тестирования, особенно если измеряемых конструкт связан с тревожностью. Эти явления заставили исследователей считать, что нельзя утверждать о полной эквивалентности компьютерных и бланковых форм тестирования т.к. эквивалентность должна устанавливаться отдельно для каждой методики. Поэтому, компьютерная версия методики – это вполне самостоятельная методика, использование которой возможно только после установления групповых норм и остальных психометрических характеристик этой методики.

В последнее время появились методики, которые сразу имеют только компьютерную форму, и поэтому вопрос об их эквивалентности «бланкам» снимается сам по себе. Можно сделать прогноз, что в связи с распространением информационных технологий количество компьютерных методик значительно превысит количество бланковых, в силу ряда преимуществ первых (см. статья). Но говорить о том, что компьютерные версии полностью вытеснять бланковые врядли приходится, в силу того, что всегда имеются определенные группы испытуемых, для которых применение бланковых методик предпочтительней. К таким испытуемым могут относится лица находящиеся в остром психотическом состоянии, лица обладающие выраженной ситуативной тревожностью, связанной с использованием различных технических устройств, в том числе ПК, а также дети младше 10 – 8 лет (Червинская, 2003).

Что же касается компьютерных психодиагностических методик конструирующих заключения на основе баз знаний – специальным образом организованных и формализованных баз знаний опытных психологов профессионалов, то поскольку они с самого начала разрабатывались на компьютере, проблемы нарушения стимульной ситуации здесь не существует (Червинская, 2003). При обсуждении других психометрических характеристик следует иметь в виду, что для создания подобных компьютерных психодиагностических методик выбора испытуемых (основа определения психометрических характеристик) не нужна, нужны лишь опытные психологи профессионалы в совершенстве владеющие бланковым вариантом методики. Вопрос интерпретации результатов тестирования – это вопрос искусства, знаний и опыта, который и содержится в базе знаний, а не какого либо заданного алгоритма. Описание испытуемого определяется опытом работы психолога, и отражает то, как «видит» психолог испытуемого, попавшего по результатам тестирования в определенный диапазон. Поскольку это «виденье» феномен достаточно субъективный, то психодиагностические базы знаний по А. Анастази (1982) можно отнести к классу субъектных техник.

Особенности компьютерного тестирования

Корректное использование компьютерных психодиагностических методик требует прежде всего понимания того, что лежит в основе инструментария этого класса. В связи с этим остановимся на особенностях применения этих методик.

1. Автоматическое ведение протоколов исследования испытуемых, что обеспечивается наличием базы данных испытуемых, в которой содержится не только бибиографическая информация, но и сами результаты тестирования. Некоторые зарубежные исследователи (Levine, Ancill, Roberts, 1988) отмечают положительную роль автоматического ведения протоколов испытуемых, т.к. это повышает уровень самораскрытия испытуемых, особенно для методик затрагивающих личные и чувствительные темы. Благодаря ведению базы данных пользователи компьютерных методик имеют возможность накапливать информацию и при необходимости использовать её, например, для дальнейшей статистической обработке в пакетах типа SPSS или Statisticа, создания своих шкал и т.д.

2. Режим тестирования компьютерных методик предполагает предъявление инструкции, стимульного материала, а также фиксацию ответов испытуемого. С точки зрения компьютерной реализации этих процедур возможно несколько вариантов.

Первый вариант заключается в том, что испытуемый выполняет тестирование на стандартных бланках, и уже потом они вводятся оператором в компьютер, либо в ручную, либо с помощью сканера. Однако для многих компьютерных методик этот вариант неприменим, например, для адаптивного тестирования, или тестов в которых важно время реакции испытуемого.

Другой вариант – испытуемый выполняет тест, сидя за компьютером. Для этого варианта желательно, что бы испытуемый имел хотя бы начальные навыки владения компьютером. Как правило, хорошие компьютерные методики предполагают оба варианта использования, но следует помнить, что для второго варианта, в отличие от первого, возможно, понадобятся свои психометрические показатели.

3. Обработка результатов тестирования предполагает получение тестовых данных (сырых баллов, стандартизированных шкальных оценок: стенов, стенайнов и т.д.) с помощью заранее известных предписаний. Реализация алгоритмов обработки результатов тестов значительно ускоряет и упрощает работу психолога, позволяя ему тратить больше времени на людей, а не на обработку тестов. Тем не менее, многие отечественные психологи, предпочитают работать с ключами, или в лучшем случае с калькулятором.

4. Визуализация тестовых данных. В большинстве компьютерных методик реализовано отображение данных в виде графика или диаграммы. Это важно для тех методик, в которых интерпретация результатов делается на основании графического представления (MMPI, опросник Т.Лири и т.д.)

5. Интерпретация результатов тестирования. Если методика стандартизирована и предполагает вынесение заключения исходя из количества баллов, набранных по шкалам испытуемым, то как правило, интерпретация результатов жестко задается в компьютерном варианте. Это повышает объективность тестирования, устраняет влияние личности психолога на выносимое заключение. Если же интерпретация теста все таки осуществляется самим психологом, например, в случае проективного теста, то помощь здесь может оказать база знаний по данному тесту. Это позволяет расширить опыт психолога, за счет коллективного опыта его коллег, сведенного в базу данных.

Закладки
Профайл...
запомнить
забыли пароль? регистрация
тесты, диагностика, психотерапия, развивающие игры, методики, для психолога, статьи, скачать, возрастная психология
skype, консультации, психологи, онлайн, советы психолога, консультации психолога
Видео по психологии
Профессия репортерВзрослые игрыBBC: Мужчина и Женщина
Школа разума - Александр РапопортНочь на пятом - Татьяна Черниговская Наука о душе - Александр Гордон
Программное обеспечение для психологов
Разработка, поисковая оптимизация, поддержка интернет сайтов
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Публикация материалов сайта ПСИ центр разрешается только с указанием активной ссылки - www.psy-center.com.ua
 ICQ: 620594924
 Skype: psy-center
 E-mail:
 Смотрите: другие контактные данные
Copyright © 2007-2012 PSY-center-CMS ver 2.05 Created: 0.05 sec