общая психология, клиническая психология, политическая психология, социальная психология, юридическая психология   ГлавнаяРекламаКарта сайтаКонтактыО проекте
новости психологии, вопросы психологии, ответы на билеты, методички, рефераты, образование, книги по психологии Проблемы компьютеризации психологической диагностики (методики, тестирование, взаимодействие) методики, тестирование, взаимодействие, системы, отношения, данные, проблемы, психолог, анализ, человек, психодиагностика, эффект, группы, исследование, вопросы, знания, язык, правило, личность, характер
 
Классики психологии
Ясперс Карл  (человек, разум, коммуникации)Юнг Карл Густав (человек, работа, жизнь)Юм Давид  (жизнь, психология, успех)
Эриксон Эрик  (идентичность, развитие, жизнь)Эббингауз Герман  (память, психология, проблемы)Хорни Карен  (люди, психоанализ, индивид)
Холл Стэнли Гренвилл (психология, развитие, деятельность)Фромм Эрих  (человек, люди, характер)Фрейд Зигмунд  (человек, ученый, сознание)
психология, советы психолога, консультации, консультации психотерапевта, детский психолог, школьный психолог
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Картины, фотографии
Kerem OKAYМарта Орловская (Marta Orlowska)Саролта Бан (Sarolta Ba'n)
Черис Цевис (Charis Tsevis)Альпер Чукур (Alper Cukur)Говард Берман (Howard Berman)

Проблемы компьютеризации психологической диагностики

Компьютеризация многих видов деятельности не миновала и психодиагностику. Психологическое тестирование в данном контексте может рассматриваться как частный случай распознавания образов, т.е. задачи построения алгоритма, позволяющего на основе анализа набора признаков данного объекта отнести его к определенному классу. Наиболее очевидный, лежащий на поверхности, способ использования компьютера в психодиагностике – разработка компьютерных программ на основе уже существующих тестов – т.е. автоматизация методики. Преимущества автоматизации очевидны: это освобождение специалиста от рутинных операций, стандартизация условий обследования, быстрота и точность обработки данных (при ручной обработке, как указывают некоторые авторы, возможно до 20% (!) ошибок).

Использование компьютера открывает и принципиально новые возможности:

* адаптивное тестирование;

* анализ данных с типологизацией объектов тестирования не по заранее заданным на основе теоретических представлений классам, а на основе эмпирических, выявляемых в ходе исследования закономерностей;

* использование временных параметров;

* использование мультимедийных стимулов, средств виртуальной реальности, игровой мотивации;

* создание баз данных и систем управления ими (СУБД);

* создание экспертных и обучающих систем;

* самоконтроль поведенческого реагирования.

В ходе разработки и внедрения компьютерных методик возникают проблемы как чисто "технические", так и психологические. Появление между исследуемым и специалистом нового звена – компьютерной программы (олицетворяемой в обыденном сознании в образе "компьютера") – ведет к возникновению новых отношений: обследуемый – компьютер, специалист – компьютер, что изменяет и взаимоотношения между исследуемым и психологом. Причем диалогичность взаимодействия с компьютером ведет к атрибуции ему субъектности, его персонификации, что придает отношениям с ним субъект - субъектный характер. Эти отношения имеют культурально обусловленные различия: например, испытуемые в США склонны выражать недоверие к компьютерам (вероятно, в связи с широким использованием компьютеров в различных системах контроля, воспринимаемого как "контроль над личностью"), в СНГ наблюдается выраженный противоположный эффект. Также отличается отношение к компьютерному тестированию в различных социальных группах. Этот феномен, в частности, приводит к тому, что при использовании "ручного" и компьютерного вариантов одной и той же методики испытуемые могут использовать различные стратегии. Например, при исследовании уровня притязаний в случае проведения тестирования человеком испытуемый ведет себя более "осторожно", а при взаимодействии с компьютером – более "рискованно" и "раскованно". Последствия этих явлений могут быть как положительными, так и отрицательными. В некоторых случаях они могут влиять на валидность методик и требовать их рестандартизации. Отношение к компьютеру психологов-диагностов также имеет свои особенности, изменяясь в диапазоне от "сверхдоверия" до "психологического барьера". Так, несмотря на доступность, в США только половина клинических психологов и психологов-консультантов использовали компьютер (в 1989г.). Возможно, это связано с вышеописанными культуральными особенностями.

В странах СНГ компьютерная диагностика широко развивается. В публикациях освещается как разработка отдельных программ, так и "фундаментальные" вопросы. Чаще всего программы являются автоматизированными вариантами уже существовавших психодиагностических методик. Попадается множество откровенно любительских разработок (особенно "повезло" в этом отношении тесту Люшера), но встречаются и программы, написанные известными программистами с участием профессиональных психологов с неприемлемо низким уровнем. Причина этого, очевидно, в очень сложной проблеме "перевода" плохо структурированных, рыхлых, интуитивных знаний психолога на строго логичный, алгоритмичный язык программиста: "...только как исключение, а не как правило, человек может объяснить то, что он знает" (Минский). Диалогичность взаимодействия с компьютером делает особенно важным для психологических программ разработку интерфейса (средств взаимодействия с пользователем), который должен быть не только дружественным, но и достаточно "дуракоустойчивым" (т.е. программа должна корректно предупреждать и исправлять неверные действия неподготовленного пользователя, а не "виснуть" или, указав на ошибку, завершать работу). В этом обзоре приводятся лишь некоторые из сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться разработчикам компьютерного инструментария для психологической диагностики.

Закладки
Профайл...
запомнить
забыли пароль? регистрация
тесты, диагностика, психотерапия, развивающие игры, методики, для психолога, статьи, скачать, возрастная психология
skype, консультации, психологи, онлайн, советы психолога, консультации психолога
Видео по психологии
Война половПоколение игрекНаталья Толстая - Психология любви
Диалоги с Александром ГордономНаучные детективы Павла ЛобковаСемь Смертных Грехов
Программное обеспечение для психологов
Разработка, поисковая оптимизация, поддержка интернет сайтов
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Публикация материалов сайта ПСИ центр разрешается только с указанием активной ссылки - www.psy-center.com.ua
 ICQ: 620594924
 Skype: psy-center
 E-mail:
 Смотрите: другие контактные данные
Copyright © 2007-2012 PSY-center-CMS ver 2.05 Created: 0.05 sec