общая психология, клиническая психология, политическая психология, социальная психология, юридическая психология   ГлавнаяРекламаКарта сайтаКонтактыО проекте
новости психологии, вопросы психологии, ответы на билеты, методички, рефераты, образование, книги по психологии Томография на память (мозг, работа, ученый) мозг, работа, ученый, обучение, психолог, человек, способности, метод, нейроны, интеллект, эксперимент, успех, люди, тесты, помощь, правило, игра, проблема, система, питание
 
Классики психологии
Ананьев Борис Герасимович (психология, исследования, человек)Бернштейн Николай Александрович (физиология, человек, ученый)Бехтерев Владимир Михаилович (мозг, болезни, системы)
Блонскии Павел Петрович (психология, память, мышление)Божович Лидия Ильинична (личность, психология, проблемы)Вагнер Владимир Александрович (ребенок, развитие, игры)
Введенский Николай Евгеньевич (возбуждение, исследования, физиология)Выготский Лев Семенович (психология, развитие, работа)Гальперин Петр Яковлевич (действие, деятельность, психология)
психология, советы психолога, консультации, консультации психотерапевта, детский психолог, школьный психолог
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Картины, фотографии
Альберто Севесо (Alberto Seveso)Алессандро Бавари (Alessandro Bavari)Анке Мерсбах (Anke Merzbach)
Чема Мадоз (Chema Madoz)Дэвид ЛаШапель (David LaChapelle)Джорж Грие (Georg Grie)

Томография на память

Известно, что Альберт Эйнштейн еще раз вернулся в науку через 30 лет после смерти - в качестве объекта для эксперимента. В 1985 году профессор Калифорнийского университета в Беркли Мэриан Даймонд нарезала мозг ученого на тонкие пластинки и поместила их под микроскоп. Она давно утверждала, что по-настоящему высокий уровень интеллекта требует особого строения нервной системы, и целых три года добивалась разрешения на работу с останками гения. Получив его, Даймонд сравнила нервную ткань ученого с образцами мозга одиннадцати случайно подобранных людей. И выяснила, что нервная система выдающегося физика устроена заметно сложнее.В его мозгу обнаружилось повышенное число глиальных клеток, которые обеспечивают питание нейронов. Чем их больше - тем эффективнее работает мозг.

Сейчас ученые очень осторожно цитируют работу Даймонд. Да и то только в качестве забавного исторического примера - ведь ей так и не удалось отстоять свою точку зрения. Одни скептики утверждали, что количества сравниваемых образцов недостаточно, чтобы делать громкие выводы, а другие отвергали саму возможность судить об умственных способностях по косвенным признакам.

Прошло 25 лет. И теперь то, что не получилось у Даймонд, вполне может выйти у психолога из Университета Питтсбурга Кирка Эриксона. На прошлой неделе ученый опубликовал статью, связывающую умственные способности человека с устройством мозга. Предлагаемый им метод оценки интеллекта может дополнить стандартные тесты на IQ. Этим исследованием уже заинтересовались военные.

Эриксон ничей мозг не препарировал. Со времен эксперимента Даймонд нейрофизиология сильно шагнула вперед. В ее арсенале появился новый метод, позволяющий заглянуть в мозг живого человека - магнитно-резонансная томография. Всего Эриксон исследовал на томографе 42 добровольца. Он построил трехмерные карты их мозга и оценил объем различных областей этого органа. Анатомические параметры волонтеров, как правило, заметно различались.

На этом с физиологической частью эксперимента было покончено, и Эриксон предложил добровольцам сыграть в компьютерную игру. Она только выглядит простой. В центре экрана горит мишень - правильный шестиугольник. Вокруг нее быстро перемещается фигура, отдаленно напоминающая самолет. Задача игрока - попасть по цели как можно больше раз. Проблема в том, что игровая ситуация меняется с огромной скоростью. На экране то и дело возникают новые объекты. Часть из них приносит игроку очки, а другие способны его убить. Все эти сюрпризы надо запомнить и научиться различать. К этому стоит добавить совершенно кошмарное управление.

«Поверьте, разобраться во всем сразу - крайне тяжело», - говорит Эриксон. В этом, собственно, и состоит весь расчет. Игру придумали в конце 1980-х в Университете Иллинойса специально для того, чтобы оценивать способности человека к обучению. Психолог разрешал своим подопечным сделать 20 попыток. За это время они должны были разобраться, что к чему. Получалось не у всех.

Оказалось, что успех игроков можно легко предсказать по результатам сканирования мозга. Вернее, одной из его областей, называемой хвостатым ядром. Объем этого участка мозга хорошо коррелировал со скоростью обучения добровольцев. Чем больше был его размер, тем быстрее игроки схватывали все детали. «В принципе давно было известно, что хвостатое ядро каким-то образом участвует в формировании навыков, - говорит Эриксон. - Но мы все равно страшно удивились - никто не ожидал, что закономерность будет такой строгой».

Под это правило подпадали все волонтеры без исключения, независимо от возраста и пола. В эксперименте попробовал принять участие и сам Эриксон. «Я испробовал игровой тест на себе, - смеется психолог. - И не могу похвастаться хорошим результатом». Сканировать после этого свой мозг ученый не стал.

Способность к быстрому анализу ситуации и обучению на собственных ошибках - важная часть того, что психологи называют интеллектом. Эриксон считает, что его работа способна уточнить это понятие: «Вполне возможно, что томографические обследования в будущем смогут дополнить привычные тесты на IQ». И в этом уверен не один он. Сейчас подопечные Эриксона играют в игры на деньги военных - работу психолога взялся финансировать Исследовательский центр ВМФ США. Интерес к его экспериментам - самый прагматичный. «Разная способность людей к обучению - хорошо известная военным проблема, - объясняет Эриксон. - Это часто дает о себе знать при тренировках персонала». Теперь успех обучения можно будет в какой-то степени предсказать. Причем не только в простых игровых ситуациях. Вниманием государства к своим изысканиям Эриксон отчасти обязан работе коллеги-психолога из Технологического института Хайфы Дэниела Гофера. В одном из исследований Гофера принимали участие курсанты летного училища израильских ВВС. Психолог тестировал их с помощью той же самой игры, что и Эриксон. Те игроки, которые схватывали все на лету, повторяли свой успех в куда более сложной ситуации - при обучении пилотированию истребителя.

У Эриксона уже есть конкуренты. Над похожим методом оценки умственных способностей работает лаборатория Пола Томпсона - нейрофизиолога из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Подопечные Томпсона сначала проходят общепринятый тест на IQ, а потом отправляются в камеру томографа. Ученый утверждает, что обнаружил закономерность: показатель IQ зависит от структуры защитной оболочки нервных пучков в мозгу. Обладатели более развитого изолирующего слоя в среднем оказываются сообразительнее.

Прославившаяся опытом с Эйнштейном Мэриан Даймонд знает о работе Томпсона. «По всей вероятности, IQ напрямую связан с качеством сигнала в нервных пучках, - объясняет она Newsweek. - Хорошая изоляция позволяет нейронам обмениваться импульсами более эффективно». Это, по ее мнению, лишь один из множества биологических факторов, определяющих уровень интеллекта. Даймонд продолжает отстаивать собственную гипотезу: «Я по-прежнему на сто процентов уверена, что главная помеха в работе мозга - его неспособность обеспечить эффективное питание нейронов».

В 2003 году эту идею косвенно подтвердил биолог из Калифорнийского университета в Ирвайне Ричард Хейр. Он тоже оценивал сообразительность своих подопечных с помощью самых обыкновенных тестов на IQ. А затем исследовал их мозг с помощью позитронно-эмиссионной томографии. Этот метод позволяет следить за химическими превращениями, происходящими в организме живого человека. Во время обследования ученый нагружал мозг добровольцев несложной работой - показывал им спокойное кино. Мозг людей со скромными показателями IQ реагировал на это вяло. Их нейроны лишь незначительно увеличивали потребление своего «топлива» - глюкозы. А вот нервная система интеллектуалов заводилась с пол-оборота. Прибор регистрировал большой скачок потребления энергии в мозгу. Там явно было чему работать.

Закладки
Профайл...
запомнить
забыли пароль? регистрация
тесты, диагностика, психотерапия, развивающие игры, методики, для психолога, статьи, скачать, возрастная психология
skype, консультации, психологи, онлайн, советы психолога, консультации психолога
Видео по психологии
Профессия репортерВзрослые игрыBBC: Мужчина и Женщина
Школа разума - Александр РапопортНочь на пятом - Татьяна Черниговская Наука о душе - Александр Гордон
Программное обеспечение для психологов
Разработка, поисковая оптимизация, поддержка интернет сайтов
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Публикация материалов сайта ПСИ центр разрешается только с указанием активной ссылки - www.psy-center.com.ua
 ICQ: 620594924
 Skype: psy-center
 E-mail:
 Смотрите: другие контактные данные
Copyright © 2007-2012 PSY-center-CMS ver 2.05 Created: 0.02 sec