общая психология, клиническая психология, политическая психология, социальная психология, юридическая психология   ГлавнаяРекламаКарта сайтаКонтактыО проекте
новости психологии, вопросы психологии, ответы на билеты, методички, рефераты, образование, книги по психологии ТОРНДАЙК ЭДВАРД ЛИ (действие, психология, закон) торндайк, эдвард, ли, действие, психология, закон, исследования, реакция, интеллект, эксперимент, поведение, дети, фактор, процессы, организм, повторение, результаты, деятельность, наука, эффект, развитие, воздействие, теории
 
Классики психологии
Сонди Леопольд  (тест, человек, влияние)Ланге Николай Николаевич (психология, внимание, философия)Ломброзо Чезаре  (признаки, люди, человек)
Лакан Жак  (ребенок, теории, образ)Гальтон Френсис  (человек, ученый, люди)Ганнушкин Петр Борисович (психиатрия, болезни, человек)
Линдеманн Эрих  (горе, реакции, синдром)Бехтерев Владимир Михаилович (мозг, болезни, системы)Леви-брюль Люсьен  (мышление, человек, сознание)
психология, советы психолога, консультации, консультации психотерапевта, детский психолог, школьный психолог
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Картины, фотографии
Альпер Чукур (Alper Cukur)Марта Орловская (Marta Orlowska)Kerem OKAY
Алессандро Бавари (Alessandro Bavari)Рафал Олбински (Rafal Olbinski)Родни Смит (Rodney Smith)

ТОРНДАЙК ЭДВАРД ЛИ

Эдвард Торндайк родился 31 августа 1874 г. в небольшом городке Вильямсбург, штат Массачусетс. Его отец был священником методистской церкви. Семья придерживалась строгих правил и норм поведения. В детях с ранних лет воспитывались привычка к труду и полная самоотдача правому делу. Возможно, поэтому все три сына поступи ли в университет и добились больших результатов в научной деятельности.

Эдвард Торндайк поступил в университет города Уэсли. Еще будучи студентом, он увлекся психологией, прочитав книгу У. Джемса «Основы психологии». Она настолько его заинтересовала, что Торндайк решил встретиться с автором и поехал в Гарвардский университет.

Первый психологический эксперимент он решил провести с детьми. Человек загадывал какое-либо слово и старался мысленно его представить. Дети должны были постараться угадать задуманное, тогда они получали конфеты. Этот опыт отражал психологические веяния того времени. Взаимосвязь мысли и слова уже признавалась всеми. Торндайк предположил, что, когда человек думает о чем-либо или произносит какое-либо слово «про себя», мышцы его речевого аппарата неосознанно производят едва видимые движения, которые, как правило, остаются незамеченными окружающими. Торндайк использовал конфеты в качестве поощрительного стимула к повышению чувствительности с целью уловления микродвижений и угадывания мысли. В течение эксперимента предполагалось также, что такая чувствительность будет возрастать.

Администрация университета запретила его опыты, и работа осталась незавершенной. Однако эти первые экспериментаторские попытки в основном определили направление дальнейших исследований Торндайка В своих опытах он стал использовать животных. Сначала это были цыплята, затем кошки и собаки, а также обезьяны. Всем опытам были присущи три основных момента:

1) исключалось обращение к разуму;

2) исследовалась расположенность подопытного животного к научению;

3) использовался положительный фактор подкрепления в качестве поощрения

Суть опытов Торндайка заключалась в следующем- животных помещали в специальный аппарат, снабженный различными приспособлениями Снаружи раскладывалась подкормка таким образом, чтобы испытуемое животное знало о ее присутствии. Выйти и получить желаемый кусок оно могло только в том случае, если приведет в действие определенное устройство. Торндайк тщательно наблюдал за движениями животного и отмечал время от начала эксперимента до того момента, когда животное освобождалось. Дав насытиться, животное снова возвращали в аппарат, и эксперимент продолжался.

Опыты показали, что, попадая в неволю, животное всегда стремится освободиться, испытывая неудовольствие сложившимся положением. В своих отчаянных попытках выбраться на свободу оно случайно производит действие, предоставляющее выход. Это движение относится к его врожденным реакциям. При неоднократном повторении опыта поведение животного изменяется количество действий, не приводящих к свободе, постепенно уменьшается и сводится к нулю, действия же, приводящие к успеху, становятся все более точными. Все это способствовало тому, что со временем животное высвобождалось быстрее.

Результаты экспериментов и собственные выводы Эдвард Торндайк подробно изложил в своей докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных» (1898). Отправной точкой в описании исследования реакционных движений животных стал принцип проб, ошибок и случайного успеха, в результате которого животное приобретает разные формы поведения на всех уровнях своего развития Всякое действие является реакцией на ситуацию, а не на какой-либо внешний импульс Таким образом, Торндайк делает вывод, что поведение любого живого существа определяется тремя составляющими:

1) ситуацией, которая включает в себя как внешние, так и внутренние процессы, оказывающие воздействие на индивидуума,

2) реакцией или внутренними процессами, происходящими в результате этого воздействия;

3) тонкой связью между ситуацией и реакцией, т.е. ассоциацией. В своих опытах Торндайк показал, что интеллект как таковой и его активность могут быть изучаемы и без обращения к разуму. Акцент с установления внутренних связей переносился им на установление связей между внешней ситуацией и движениями, что внесло новые веяния в ассоциативную психологию. Механический детерминизм Торндайк в своей теории соединил с биологическим, а потом и с биопсихическим, существенно расширив область психологии, ранее ограниченную пределами сознания.

На основе своих исследований Торндайк вывел несколько законов научения:

1. Закон упражнения (пропорциональная связь между ситуацией и реакцией на нее относительно частоты их повторения).

2. Закон готовности (изменение готовности организма к проведению нервных импульсов связано с упражнениями)

3. Закон ассоциативного сдвига (при реакции на один определенный раздражитель из нескольких, действующих одновременно, другие раздражители, участвовавшие в данной ситуации, в дальнейшем вызывают такую же реакцию)

4. Закон эффекта.

Последний, четвертый, закон вызвал множество споров, поскольку включал в себя фактор мотивации (фактор чисто психологической направленности). Закон эффекта говорил о том, 4io любое действие, вызывающее удовольствие в определенной ситуации, ассоциируется с ней и в дальнейшем повышает вероятность повторения данного действия в подобной ситуации, неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с определенной ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей ситуации. Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые полярные состояния внутри организма.

Еще один закон, предложенный Торндайком, касался врожденного комплекса движений. Если действия, совершенные в определенной ситуации, приводят к успешным результатам, то их можно назвать удовлетворяющими, в противном случае они будут нарушающими. Понятие успешного результата Торндайк дает на уровне нейронов. При успешном действии система нейронов, приведенная в готовность, на самом деле функционирует, а не бездействует.

После написания своей диссертации «Интеллект животных» Торндайк оставляет опыты над животными и переключается на людей. В 1899 г. он поступает на должность преподавателя психологии в педагогический колледж Колумбийского университета и там проводит психологические исследования проблемы обучения людей, а также увлекается такой сферой научной деятельности, как тестирование интеллекта.

В 1912 г. Торндайк становится президентом Американской психологической ассоциации. Им опубликовано более 500 научных работ, многие из которых стали очень популярными на книжном рынке и принесли немалый доход. Благодаря этому в 1924 г. годовой доход ученого составил 70 тыс. долларов, что по тем временам считалось огромной суммой.

В 1939 г. Э. Л. Торндайк уходит в отставку, однако активно продолжает свою научную деятельность вплоть до смерти в 1949 г. Его вклад в науку оценен по достоинству многими учеными и исследователями, к примеру, основателем бихевиоризма Джоном Уотсо-ном и русским ученым И. П. Павловым. Его научные исследования и работы по теории научения стимулировали огромный интерес в американской науке именно в этой области. Объективность и точность сделали труды Торндайка классическими.

Своими работами Торндайк показал, что психология как наука выходит далеко за рамки простой механики и биологии. В ее основании лежат совсем другие начала, а сфера исследования распространяется помимо самого организма и на область его взаимодействия с внешней средой. Хотя биопсихические схемы Торндайка были довольно ограниченными, он проложил новый путь в развитии науки психологии, подготовив почву для возникновения бихевиоризма.

Сонди Леопольд  (тест, человек, влияние)Сонди Леопольд Ланге Николай Николаевич (психология, внимание, философия)Ланге Николай Николаевич
Ломброзо Чезаре  (признаки, люди, человек)Ломброзо Чезаре Лакан Жак  (ребенок, теории, образ)Лакан Жак
Гальтон Френсис  (человек, ученый, люди)Гальтон Френсис Ганнушкин Петр Борисович (психиатрия, болезни, человек)Ганнушкин Петр Борисович
Линдеманн Эрих  (горе, реакции, синдром)Линдеманн Эрих Бехтерев Владимир Михаилович (мозг, болезни, системы)Бехтерев Владимир Михаилович
Леви-брюль Люсьен  (мышление, человек, сознание)Леви-брюль Люсьен Эббингауз Герман  (память, психология, проблемы)Эббингауз Герман
Милль Джон Стюарт (психология, законы, человек)Милль Джон СтюартРубинштейн Сергей Леонидович (психология, личность, ученый)Рубинштейн Сергей Леонидович
Ухтомский Алексей Алексеевич (ритм, возбуждение, физиология)Ухтомский Алексей АлексеевичКеннон Уолтер Бредфорд (эмоции, теория, психология)Кеннон Уолтер Бредфорд
Закладки
Профайл...
запомнить
забыли пароль? регистрация
тесты, диагностика, психотерапия, развивающие игры, методики, для психолога, статьи, скачать, возрастная психология
skype, консультации, психологи, онлайн, советы психолога, консультации психолога
Видео по психологии
Взрослые игрыНочь на пятом - Татьяна Черниговская Наука о душе - Александр Гордон
Для любителей покушать :)Теория невероятностиДокументальные фильмы и передачи
Программное обеспечение для психологов
Разработка, поисковая оптимизация, поддержка интернет сайтов
Сбор статистики, помощь в организации исследований...
Публикация материалов сайта ПСИ центр разрешается только с указанием активной ссылки - www.psy-center.com.ua
 ICQ: 620594924
 Skype: psy-center
 E-mail:
 Смотрите: другие контактные данные
Copyright © 2007-2012 PSY-center-CMS ver 2.05 Created: 0.03 sec